Сайт воспитателя Шабановой Натальи Владимировны

«Научная лаборатория» (конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе)

 Тема: «Научная лаборатория»

 

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды, дать понятие о том, что свойства воды помогают людям понять  особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде.

Обратить внимание детей, какое значение в жизни, где и в каком виде существует вода в окружающей среде.

Развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности, произвольное внимание, память, логическое мышление, связную речь,  любознательность, наблюдательность.

Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

 Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование:

Глобус, сосуды разной формы, кубики, шарики, стаканы пластиковые, молоко, картинки маленькие, соль, сахар, лимон, ложечки, растительное масло, мука, травяной настой, мятные капли, пипетки, фильтрованная бумага, иллюстрации с изображением водоемов, водяных мельниц, водохранилищ, мяч, баночки.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о  воде, её роли в жизни человека; проведение опытно-экспериментальной деятельности с водой; рассматривание иллюстраций; чтение художественной и познавательной литературы; наблюдения; познавательная игра «Где, какая вода бывает?»; просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»,  «Такая разная вода», «Вода в природе», «Явления природы», «Вода и её свойства».

Методические приемы: игровой, словесный, практический, наглядный, вопрос – ответ, устные инструкции по выполнению работы, выполнение работ с опорой на личный опыт, постановка задания, анализ результатов,

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, давайте дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

 Мы пожмем друг другу руки

Побежит тепло по кругу

Будем вместе очень дружно на вопросы отвечать

Все хотим мы много знать.

Дети читают стихи: 1.Ты только посмотри вокруг

Тут речка, там зеленый луг

В лесу дремучем не пройдешь

Воды в пустыне не найдешь

А где-то снег лежит горой

А где-то жарко и зимой.

2.Чудес нам всех не перечесть

Одно у них названье есть

Леса и горы, и моря

Все называется – Земля!

3.А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты.

Увидишь шар наш голубой

Любимую планету.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на модель нашей Земли. Она имеет форму шара. Для того чтобы представить себе форму Земли, ученые изобрели её модель. Как мы называем модель нашей Земли? (Глобус).

Воспитатель: Правильно. На одной стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

И первый мой вопрос такой –

Так почему голубой наш шар Земной?

Дети: Потому, что большая часть нашей планеты покрыто водой.

Воспитатель: Скажите ребята, а как же мы с вами используем воду, для чего она нам нужна?

Дети: Воду мы пьем, варим кушать, в воде купаемся, стираем вещи,

По воде плавают корабли, водой пользуются заводы и фабрики. С помощью воды вырабатывают электричество.

Воспитатель: А для кого ещё необходима вода?

Дети: Вода нужна всем живым существам: рыбам, растениям, животным.

Воспитатель: Для чего растениям вода? А как они её получают? (чтобы расти, через воду растения получают питательные вещества из почвы)

Воспитатель: Ребята, скажите, что вы еще знаете о воде?

Дети: Вода не имеет формы, цвета, вкуса, запаха.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

Воспитатель: - Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Подтвердим то, что мы о ней знаем. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

Воспитатель: - Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

Воспитатель: - Приступим к нашему исследованию.

 

Опыт 1. Какой формы вода?

Воспитатель: На столе лежит кубик и шарик. Какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)

 

Опыт 2. Какого цвета вода?

Воспитатель: Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)

 

Опыт 3. Вода – растворитель.

Воспитатель: А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

 

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

Физкультурная минутка

Воспитатель: - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

Воспитатель: - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли муку.

Воспитатель: - Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

 

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

 

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

Воспитатель: Ребята, а  есть ли у воды запах?  (Ответы детей)

Размешайте  в воде травяной настой и мятные капли. И снова понюхайте  воду. У воды появился запах.

 

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

Воспитатель: - Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

Воспитатель: - Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

Воспитатель: - А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

Воспитатель: - Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Итог.

Воспитатель: Ребята, человек без воды не может прожитьни дня. А какая все-таки бывает вода? Я предлагаю вам поиграть в игру, которая так и называется «Какая бывает вода?» (минеральная, родниковая, морская, речная, болотная, озерная, без запаха, без вкуса, без формы).

Воспитатель: Вода – это одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы сегодня узнали?

Дети: Вода – это жидкость.

Вода – не имеет запаха.

Вода – не имеет вкуса.

Вода – не имеет формы.

Вода может растворять одни вещества и не может другие. Воду можно очистить с помощью фильтра.

Воспитатель: Без воды невозможно прожить на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять. На этом работа на сегодня в нашей лаборатории закончена, спасибо вам за помощь в исследовании.

10 декабря 2015 в 10:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.