Сайт воспитателя Шабановой Натальи Владимировны

Опыт работы "Развитие географических представлений у детей дошкольного возраста"

         Дошкольное детство является важнейшим периодом в жизни человека, поскольку именно в нем происходит зарождение и становление первичных представлений образа мира, благодаря познавательной активности ребёнка. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как характерные для дошкольника черты поведения.

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской, дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как устроен мир?). Ознакомление детей с широким кругом знаний, представление целостной картины мира – важнейшая задача для достижения цели общего развития детей. Богатейшими возможностями для решения этой задачи обладает наука «География», которая интегрирует практически все науки вместе. 
География сопровождает нас с момента нашего  рождения. Ведь мы  рождаемся  в определенной стране, в каком-то городе или селе, живем на определенной улице и доме. Вот здесь, у порога  нашего  дома, и начинается география.

 Поэтому я решила выбрать для себя эту научно-методическую проблему: «Развитие географических представлений  у детей дошкольного возраста».

Моя задача  состоит в том,  чтобы на отдельных темах сформировать у детей пытливость ума, познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, расширять кругозор детей, формировать географические представления и создать для этого условия, чтобы дети могли «шагнуть» за пределы уже усвоенного окружения и начать интересоваться «всем на свете». 

Начиная работу по данной проблеме, я провела диагностику уровня знаний детей по разделу «формирование элементарных географических представлений дошкольников». Проанализировав полученные результаты, пришла к выводу, о необходимости интеграции задач по развитию географических представлений во все виды детской деятельности: специально организованные занятия, чтение, рассматривание, беседы, просмотр фильмов мультфильмов, наблюдения и экскурсии, все виды игр, кружковую работу.

Отобрав доступное содержание и методы, учитывая общие задачи, я составила перспективное планирование по ознакомлению детей с географическими представлениями.
Прежде всего, я начала знакомить детей  с нашей удивительной планетой: "У каждого человека есть свой дом. Есть он и у тебя. Ты живешь в нем вместе с мамой и папой. Но у всех-всех людей есть еще один большой общий дом — наша прекрасная планета Земля. Небо похоже на огромный голубой потолок, а земля, по которой мы ходим, — это пол. Для всех светит одно большое солнце. Нас поливает дождик, словно душ, и обдувает ветерок. Очень давно, много-много лет назад, люди совсем ничего не знали про нашу планету. Они думали, что Земля похожа на большой блин и лежит на спинах трех китов или на трех слонах, которые стоят на гигантской черепахе. Когда животные начинали шевелиться — на Земле случались землетрясения".

А разнообразная детская литература — это настоящая сокровищница географических знаний. И чем больше я читала  детям, тем шире его представления об окружающем мире.

Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. И это тоже интересная и важная тема для обсуждения с дошкольниками. Почему природные богатства называют "полезными ископаемыми"? Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям. Занимаясь вместе с  детьми рисованием, рассказываю, что земные богатства даже помогают делать замечательные рисунки. Разноцветные мелки для рисования на асфальте — это горная порода мел. Получилась она из раковинок и частей крошечных растений и животных, которые жили много-много лет назад. А грифель карандаша, который оставляет на бумаге цветные линии, делают из минерала под названием графит.

На прогулке играла с дошкольниками  в игры со словами, в которых акцент направлялся  на получение им географических знаний. Это игра в цепочку слов  - в моря, страны или реки, зверей Африки или Австралии и т.п. или  игра «Я знаю пять обитателей  леса, луга, моря»  и т.д.

Научила  детей  различать на карте воду и сушу, объясняла, для чего картографы придумали особый условный язык цветов,  который помогает безошибочно отличить их друг от друга. Объясняли ,что все моря и океаны окрашены на карте голубым или синим и если внимательно прочитать очень многие из них «цветные» (Желтое и Красное, Черное и Белое моря).

Регулярно планировались и проводились тематические прогулки, помогающие детям наблюдать за сезонными изменениями в природе и погодой в естественных условиях; видеть красоту окружающего мира.

В работе использовались развивающие, познавательные игры, дающие толчок к географическому познанию мира каждым ребенком.

Осуществлялся интегрированный подход при составлении занятий,  старалась включать элементы географических знаний в другие занятия (лепка, рисование и т. д.).

Существуют различные варианты игры в путешествие: «Поездка к морю», «Экспедиция в Африку ( на Северный полюс)», «Путешествие в зоопарк», «Путешествие к морю» и др. Во всех случаях это сюжетно - дидактическая игра ( или её фрагменты ), включённая в занятия, наблюдения, труд.

Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета», применяется как форма организации соревнований.

Повышают интерес детей к географическим представлениям игровые моменты, дидактические игры «Географическое лото», «Угадай, где я живу», «Рассели животных», «Небо. Земля. Вода» и т.д., наглядный материал, стихи, загадки, знакомство с топографическими знаками. 
Занимаясь в этом направлении, дети получили первоначальные географические знания, некоторые умения по работе с картой и наблюдениям на местности, а также приобрели некоторые ценностные ориентации и нравственно-этические нормы поведения в природе, общения со сверстниками и старшими.

Главные задачи, которые ставятся при формировании географических представлений это расширение познавательной сферы, пробуждение интереса к миру, формирование кругозора ребенка. В число задач также входит воспитание эмоционально положительного отношения к окружающей жизни, интереса к природе и социальным явлениям, сочувствия, сопереживания, долга и бережного отношения к природе и людям, любви к Родине.

Условием для успешной реализации деятельности является активное взаимодействие с родителями через следующие формы работы: консультации, тренинги, папки-передвижки, информационные стенды, совместные выставки, фотоколлажи, открытые просмотры, организация развивающей среды, участие родителей в проведении мероприятий.

Проводила  с ними консультации на темы: «География для малышей», «Не сходить ли в зоопарк?», «География в кастрюле» и т.д. Познавательную литературу, буклеты, развивающие журналы, детские работы по данной теме размещала  на информационном стенде. На родительском собрании познакомила с объемом знаний в области географии.

Таким образом, вовлечение родителей в обучающий процесс, имеет колоссальный успех, так как родители видят возросший уровень познания окружающего мира детьми, то есть конкретный результат.
Свою работу я буду продолжать, так как детям это нравится, а мне очень хочется еще многое рассказать моим дошколятам о нашем удивительном мире.

Завершающим этапом является педагогический мониторинг отслеживаемых показателей. В целом можно отметить положительный результат работы, выразившийся не только в росте объема географических представлений у дошкольников, расширению общих представлений о процессах развития и становления географии, накоплении географических сведений, но и в пробуждении интереса к окружающей природе, осознанию связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, воспитанию любви к Родине, родному краю.

13 декабря 2015 в 19:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.